"Часто художник пользовался техникой папье-пеле. В художественных магазинах того времени продавалась специальная, так называемая гипсовая, бумага. Довольно плотная бумажная основа покрывалась несколькими тончайшими слоями гипса. Слои тонировались легкими серыми, голубоватыми, зеленоватыми, розоватыми или желтоватыми оттенками (более темным цветом - для изображения ночных пейзажей, более светлым - для дневных). Существовала даже специальная растяжка на одном листе: от более темных тонов в нижней части (земля) к облегченным в верхней (небо). На этой бумаге (ею пользовался не только Саврасов, часто к подобной технике прибегал, например, И.К Айвазовский) художники рисовали обычным графитом или литографским карандашом, сепией, применяли растушку или местами проскребали тонированный гипс острым предметом (ланцетом, ножичком, иглой) до другого тона или до белой основы, чтобы появились светлые блики. Применение этой техники связано с определенными трудностями: она требует точности и уверенности в движении руки художника, так как слой гипса на бумаге столь нежен, что малейшая неточность может испортить всю работу".
Отсюда